О теме
Поздравляем тебя с успешным завершением первого модуля! Одна треть пути уже пройдена, и мы приступаем ко второй части, которая посвящена организации работы твоей команды. Первый вызов, который тебя ждет - это разобраться, из каких сотрудников состоит твоя команда и как работать с каждым из них.

Тема ситуационного руководства всегда актуальна, т.к. помогает руководителям определить наилучший подход к своим сотрудникам в работе над задачами. Давай рассмотрим ее подробнее в этом уроке, чтобы научиться выбирать наиболее подходящий стиль управления и растить высокомотивированную и автономную команду.
После этого урока ты:
— сможешь выбирать и использовать наиболее подходящий стиль руководства в зависимости от уровня развития навыков сотрудников и их настроя на выполнение задачи.
— сможешь понять, как применение наиболее подходящего стиля руководства влияет на
производительность, как помогает сотрудникам достигать поставленных задач, сохранять
настрой на выполнение работы и развиваться в профессиональном плане;
— сможешь определить наиболее подходящий стиль руководства для каждого из своих
сотрудников;
— узнаешь, как можно построить беседу в каждом стиле руководства;
— сможешь влиять на повышение самостоятельности сотрудников в достижении стоящих
перед ними задач.
Вызов
Инструкция

Представь, что ты - руководитель, который оказался в описанных ниже 4х ситуациях. Что тебе следует делать, чтобы сотрудники были готовы выполнить свои задачи?
Выбери все верные варианты в каждой ситуации из предложенных ниже действий.
Изменить свои ответы ты уже не сможешь, поэтому внимательно соотнеси каждое действие с ситуацией, прежде чем сделать выбор. После выбора всех правильных ответов ты получишь обратную связь по данному кейсу в виде комментария.

После выполнения задания просмотри еще раз свои ответы, обратную связь и проанализируй информацию.
Ситуация 1
Сотрудник становится менеджером федерального проекта...
Начать
Сотрудник Иван успешно реализовал пилотный проект. По его итогам было принято решение масштабировать проект на три филиала компании, и ты пригласил Ивана стать менеджером этого проекта. Ранее он участвовал в федеральных проектах как участник команды, но опыта управления большой распределённой командой у него еще не было. Он вдохновлен, но переживает, с чего ему начать…

Что тебе следует делать, чтобы сотрудник был готов выполнить задачу:
Далее
Проверить
Узнать результат
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Некоторые пункты, которые ты выбрал, относятся к мотивированию сотрудника и организации его самостоятельной работы. Но на этом этапе сотруднику требуется больше указаний и чёткого инструктирования со стороны руководителя, чем поддержки - на текущий момент у него и так высокий уровень собственной мотивации.
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО ВЕРНО
Действительно, сотруднику необходимо больше указаний со стороны руководителя, чем поддержки и мотивирования. Это поможет ему повысить свои компетенции в решении задачи и при этом сохранить высокий уровень мотивации.
Пройти еще раз
Ситуация 2
Сотрудник сталкивается со сложностями в работе...
Начать
Несмотря на то, что Владимир уже два месяца работает в проекте, ты замечаешь, что у него до сих пор нет ожидаемых результатов. В беседе с тобой он озвучивает, что его инициативы отвергаются рабочей группой из-за того, «что они увязают в бюрократии и вообще ничего не хотят делать». По разговору становится понятно, что Владимиру сейчас приходится везти на себе тот пласт работы, который оказался сложнее, чем он думал изначально. Поэтому сотрудник не собирается больше выстраивать с рабочей группой отношения и просит вывести его из этого проекта.

Что тебе следует делать, чтобы сотрудник был готов выполнить задачу:
Далее
Проверить
Узнать результат
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Сотруднику требуется больше поддержки и инструктирования от руководителя, и пока автономно работать ему сложно.
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО ВЕРНО
Действительно, все эти действия со стороны руководителя помогают сотруднику вернуть веру в свои силы, воодушевиться и восполнить свои пробелы в знаниях и навыках.
Пройти еще раз
Ситуация 3
Сотрудник не проявляет энтузиазма к задаче...
Начать
С учетом организационных изменений в компании, необходимо проанализировать бюджет на командировки твоего подразделения. Ты попросил Ирину, одну из опытных сотрудниц подразделения, заняться этой задачей. Она работала с разными формами отчётностей раньше, но внутри твоего подразделения была принята на другой функционал. Раньше Ирина всегда была готова помочь. Ты понимаешь, что из всего подразделения она единственная, кто компетентнее других для этой задачи, но ты замечаешь, что она не проявила энтузиазма в ее решении.

Что тебе следует делать, чтобы сотрудник был готов выполнить задачу:
Далее
Проверить
Узнать результат
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО с ОШИБКАМИ
На этом этапе важно давать сотруднику больше свободы, доверять его компетентности и подчеркивать это в диалоге. Если у сотрудника нет энтузиазма и настроя по отношению к задаче, важно поддержать и вдохновить его, помочь почувствовать уверенность в своих силах.

В подобных ситуациях нужно избегать избыточного контроля и подробного инструктирования по вариантам решений, но при этом отдавать себе отчёт, что полностью оставлять задачу сотруднику на самостоятельное решение пока рано.

Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО ВЕРНО
Действительно, эти действия со стороны руководителя позволят укрепить уверенность сотрудника в своих силах и компетентности и вдохновиться на выполнение задачи.
Пройти еще раз
Ситуация 4
Сотрудник с опытом работы пока не достигает результатов...
Начать
Кирилл перешел к тебе из другой компании. Там он занимался аналогичными задачами и наработал серьёзное портфолио по решению нетипичных кейсов. Он гордится своим знанием отрасли, работы с разными заказчиками. Кирилл уже организовал две встречи с крупными заказчиками, правда, пока без результата.
В течение этого месяца ты дал ему время на адаптацию, но всё равно внутренне не чувствуешь себя достаточно уверенным относительно контроля над ним. Потенциально ты бы хотел передать ему своего крупного заказчика, но пока в сомнениях.

Что тебе следует делать, чтобы сотрудник был готов выполнить задачу:
Далее
Проверить
Узнать результат
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Некоторые пункты, которые ты выбрал, подразумевают плотное сопровождение и инструктирование. Но у сотрудника есть и компетенции, и высокий уровень мотивации на выполнение этой задачи. Поэтому такие действия со стороны руководителя могут привести к снижению результативности сотрудника вследствие недовольства стилем руководства и невозможности продолжить активную работу из-за недоверия руководителя.
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО ВЕРНО
Действительно, все эти действия со стороны руководителя позволят поддержать стремление сотрудника к автономности работы, а также признать его успехи.
Пройти еще раз

Проанализируй свои решения и выдели ключевые моменты/критерии. Зафиксируй их, ответив на вопрос:
- На какие критерии ты опирался при выборе действий руководителя во всех этих кейсах?
Спасибо за твои ответы!

Решения, которые ты принимал сейчас, руководитель принимает много раз в течение дня. Он ставит задачи разным людям, с разным уровнем квалификации и желания выполнять их. Но каждый раз руководитель должен быть уверен, что получит запланированный результат и готовность сотрудника прилагать усилия в решении задачи, какая бы ни была ситуация. Принимать такие решения быстро и объективно – это важная компетенция руководителя.

Давай подробнее разберём эту тему!
О модели ситуационного руководства

Посмотри видео и подумай, какие цели ты хочешь поставить себе на этот урок
Зафиксируй свои цели на урок «Ситуационное руководство» в рабочем блокноте
Уровень зрелости сотрудника
В этом блоке разберём, что такое зрелость сотрудника по отношению к задаче
Скачай файл и изучи, какие потребности каждого типа сотрудника
важно учитывать руководителю при работе с ним
Задание
Инструкция:
Ответь на несколько вопросов теста, чтобы проверить себя:
Проверь себя
Начать
1. В чем заключается главная идея ситуационного руководства?
Далее
Проверить
Узнать результат
2. Что означает высокий уровень компетентности в модели ситуационного руководства?
Далее
Проверить
Узнать результат
3. Что означает высокий уровень готовности в модели ситуационного руководства?
Далее
Проверить
Узнать результат
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО НАПОЛОВИНУ ВЕРНО
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО ВЕРНО
Ты ответил верно на все вопросы. Идём дальше!
Пройти еще раз
Реши кейс
Представь, что у тебя есть команда из нескольких человек. Вы готовите мероприятие для награждения лучших сотрудников всего подразделения по итогам года. Ниже описаны четыре участника этой рабочей группы.

Определи уровень зрелости по отношению к задаче у каждого сотрудника.
Начать
1. У Кристины ранее был опыт проведения мероприятий, поэтому ты поручил ей разработать концепт торжественной части мероприятия – прописать сценарий, слова ведущих и т.д.. К назначенному сроку была готова только небольшая часть концепта, и то – требующая много правок, а порой – полного переписывания частей. Такое ощущение, что только при твоем контроле она начинает работать над задачей.
Ты полагаешь, что все-таки Кристине недостаточно опыта разработки сценариев. На встрече она выразила беспокойство, что не справится с задачей из-за большого количества другой текущей работы.

Определи уровень зрелости по отношению к задаче у Кристины:
Далее
Проверить
Узнать результат
2. Вера недавно успешно организовала праздник для детей сотрудников. Видно, что она по-хозяйски решает разные вопросы общения с административной функцией. Ей ты поручил отвечать за организационные вопросы проведения мероприятия – помещение, печать грамот и т.д.. Вера сразу на встрече предложила несколько дельных идей по организации процесса и активно включилась в задачу.

Определи уровень зрелости по отношению к задаче у Веры:
Далее
Проверить
Узнать результат
3. Mатвей месяц назад перешел из другого подразделения, где занимался аналогичными задачами. Сейчас ты подключил его к разработке мероприятия для награждения лучших сотрудников подразделения. Его задача – подготовить и утвердить смету расходов на мероприятие. Но Матвей еще не знаком с требованиями к этому документу и его формату. Он заинтересован узнать больше о своей роли в рабочей группе по подготовке мероприятия.
Определи уровень зрелости по отношению к задаче у Матвея:
Далее
Проверить
Узнать результат
4. Игорь обладает приятной внешностью и хорошими ораторскими данными, любимец команды и «тамада» всех праздников внутри команды. Ты понимаешь, что из всей команды только он сможет хорошо провести само мероприятие, и решаешь поручить ему эту задачу. Игорь сомневается, что это то, что ему под силу и говорит, что «одно дело для своих речь говорить, другое дело – для всей компании праздник вести!»

Определи уровень зрелости по отношению к задаче у Игоря:
Далее
Проверить
Узнать результат
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО ВЕРНО!
Ты верно определил уровень зрелости всех сотрудников. Идём дальше!
Пройти еще раз
Проверь себя
Выбери, какому уровню зрелости соответствует описание потребностей:
Начать
Сотруднику важно объяснение «Почему важна эта задача?», предложение советов и альтернатив по решению задачи, эмоциональная поддержка, возможность получить ответы на свои вопросы.
Далее
Проверить
Узнать результат
Сотруднику важно иметь возможность обсудить сомнения, поддержка в правильности решений, признание прошлых успехов, возможность продемонстрировать свою компетентность.
Далее
Проверить
Узнать результат
Сотруднику важно иметь возможность проявлять самостоятельность в способах выполнения задачи, признание личного вклада в дело, низкий уровень контроля, возможность быть услышанным.
Далее
Проверить
Узнать результат
Сотруднику важна помощь в расстановке приоритетов, частая подробная обратная связь по результатам работы, четкие указания, как и что делать.
Далее
Проверить
Узнать результат
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО НАПОЛОВИНУ ВЕРНО
Ты ответил верно на большую часть вопросов.
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО ВЕРНО!
Ты выбрал все верные варианты. Идём дальше!
Пройти еще раз

Спасибо за твои ответы!
Переходи к следующему блоку, чтобы узнать, как работать с каждым из типов сотрудников
Стили руководства по К. Бланшарду

В этом блоке рассмотрим разные стили руководства.
Посмотри видео и вспомни ситуации, в которых стоило использовать тот или иной стиль руководства.
Задание
Инструкция:
Ответь на несколько вопросов теста, чтобы проверить себя:
Проверь себя
Начать
1. Каковы характеристики директивного поведения руководителя?
Далее
Проверить
Узнать результат
2. Каковы характеристики поддерживающего поведения руководителя?
Далее
Проверить
Узнать результат
3. Какова цель использования руководителем стиля S3?
Далее
Проверить
Узнать результат
4. Продолжи фразу: основа выбора стиля руководства - это уровень зрелости сотрудника по отношению...
Далее
Проверить
Узнать результат
5. Прочитай описание ситуации и выбор действий руководителя. Какой стиль руководства решил применить руководитель?

Ты стал руководителем сотрудника, которым предыдущий руководитель длительное время не особо интересовался: его показатели работы в норме, хотя не обходилось без сбоев по срокам сдачи проектов, чаще из-за высокой детальности проработки. Ты видишь, что на контакт он особо не выходит, но с коллективом ладит, свои рабочие вопросы старается решать сам. В течение последнего месяца ты наблюдаешь, что к твоим поручениям он относится без интереса, несмотря на то, что задачи в его области ответственности и, на твой взгляд, интересные.
Ты решил обсудить с ним результаты предшествующей работы, попросить поделиться своими мыслями о том, что и как должно быть сделано в задаче, выяснить причины такого состояния, вовлечь в решение проблемы через задавание вопросов. А контроль задачи ты будешь вести на регулярных встречах отдела, не увеличивая периодичность встреч по этому вопросу.
Обрати внимание на то, какие действия выбрал руководитель: каков баланс между поддерживающим и директивным поведением? Подумай, какой стиль предполагает большее проявление того или иного вида поведения?
Обрати внимание на то, какие действия выбрал руководитель: каков баланс между поддерживающим и директивным поведением? Подумай, какой стиль предполагает большее проявление того или иного вида поведения?
Это верный ответ. Руководитель проявляет характеристики поддерживающего поведения, и с учётом особенностей поведения сотрудника, выбор S3 будет верным: такая беседа способствует прояснению мотивации и помогает вдохновить на достижение результата.
Обрати внимание на то, какие действия выбрал руководитель: каков баланс между поддерживающим и директивным поведением? Подумай, какой стиль предполагает большее проявление того или иного вида поведения?
Далее
Проверить
Узнать результат
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО НАПОЛОВИНУ ВЕРНО
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО НАПОЛОВИНУ ВЕРНО
Ты ответил верно на большую часть вопросов.
Просмотри материалы и попробуй ещё раз.
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО ВЕРНО!
Ты ответил верно на все вопросы. Идём дальше!
Пройти еще раз
Спасибо за твои ответы!

Теперь ты знаешь, каковы характеристики каждого из типов зрелости сотрудника по отношению к задаче и особенностей стиля поведения руководителя в связи с этим.
Если у тебя были неверные ответы в тесте, обрати внимание, на каких вопросах, и вернись к изучению теории.
Если ты ответил на все вопросы верно, переходи к следующему блоку. В нем узнаешь, как именно выстраивать процесс беседы с каждым из типов сотрудников в рамках модели ситуационного руководства.

Беседа в каждом из стилей ситуационного руководства

Этот блок посвящен тому, как выстроить беседу в каждом из стилей руководства. Изучи внимательно все материалы, чтобы быть готовым вести разговор с сотрудником любого уровня зрелости по отношению к задаче.

Познакомься с алгоритмами бесед в каждом стиле. Алгоритм представлен не только шагами беседы,
но и рекомендациями конкретных фраз, действий руководителя и объяснением, почему это важно.

Обрати внимание, как выглядит этот каркас с точки зрения действий руководителя
и как по-разному наполняется в зависимости от стиля беседы.


Посмотри примеры проведения бесед в разном стиле на одну и ту же тему.
Для примера выбраны стили S1 и S4 и одна не совсем типичная беседа, в которой руководителю пришлось адаптировать свой стиль в связи с реакцией сотрудника. Комментарии рядом с каждым блоком беседы помогут проанализировать, почему беседа выстроена именно так.

Обрати внимание, как выглядит каркас беседы с точки зрения действий руководителя
и как по-разному наполняется в зависимости от стиля беседы.
Задание
Инструкция:
Ответь на вопросы теста, чтобы проверить себя:
Проверь себя
Начать
1. Ключевой подход руководителя при использовании модели ситуационного руководства:
Далее
Проверить
Узнать результат
2. Возможен ли регресс уровня зрелости по отношению к задаче?
Далее
Проверить
Узнать результат
3. Из каких базовых этапов состоит алгоритм беседы с сотрудником?
Далее
Проверить
Узнать результат
4. Перед тобой – фрагмент беседы руководителя с сотрудником уровня зрелости D2. Что следует изменить руководителю, чтобы сотрудник был готов выполнить задачу?
«Я проверил статистику подключений услуг – у тебя сейчас 48 процентов плана, а уже 20 число. Тебе нужно сделать в этом месяце план продаж, иначе не сможешь получить бонус. Да, бывают сложные месяцы, но стараться все равно надо. Продавать сложным клиентами – это тоже часть нашей работы, так ведь? Давай, включайся. Поспрашивай у ребят, что они делают, чтобы с планами справляться. И постарайся подтянуть. Жду результата».

Выбери все подходящие варианты. При выборе вариантов тебе откроется комментарий.
Верно. Плотное сопровождение позволит сотруднику типа D2 почувствовать уверенность в выполняемых действиях.
Обрати внимание, на то, какие пункты оказались неверными. Для сотрудника D2 по отношению к задаче недостаточно просто поставить задачу в общем виде - ему нужны четкие указания, конкретный образ результата и помощь в создании плана действий. Ослабление контроля означает, что будет меньше встреч и поддержки в процессе достижения цели, а D2 рано отпускать в автономную работу.
Верно. Для сотрудника D2 по отношению к задаче недостаточно просто поставить задачу в общем виде - ему нужны четкие указания, конкретный образ результата и помощь в создании плана действий.
Верно. Это поможет разобраться, с чем связаны сложности в выполнении задачи, и у руководителя появится возможность обучить нужным действиям или подходам. Такая поддержка поможет сотруднику восполнить его пробелы в знаниях и навыках и воодушевиться на выполнение задачи.
Верно. Беседа с сотрудником типа D2 по отношению к задаче должна содержать и элементы поддерживающего поведения, такие как подчеркивание прогресса и успехов. За счет этого руководитель влияет на мотивацию и воодушевление сотрудника по отношению к задаче, которую пока не получается решить.
верно. Беседа с сотрудником типа D2 по отношению к задаче должна содержать в том числе элементы директивного поведения руководителя (указания, чёткие формулировки, обучение, плотное сопровождение и т.д.). Именно эти действия помогут сотруднику восполнить его пробелы в знаниях и навыках и воодушевиться на выполнение задачи.
Далее
Проверить
Узнать результат
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО С ОШИБКАМИ
Просмотри материалы
и попробуй ещё раз!
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО НАПОЛОВИНУ ВЕРНО
Ты ответил верно на большую часть вопросов.
Просмотри материалы и попробуй ещё раз.
Пройти еще раз
ЗАДАНИЕ ПРОЙДЕНО ВЕРНО!
Ты ответил верно на все вопросы. Идём дальше!
Пройти еще раз
Пройти еще раз
Спасибо за твои ответы!

Ты прошел все уроки ситуационного руководства. У тебя была возможность разобраться в том, какие бывают сотрудники по отношению к задаче, и как стоит вести беседы в соответствии с этим. Осталось выполнить практическое домашнее задание.

Оно будет максимально приближено к твоей реальной управленческой практике. Выдели до 10 минут для его вдумчивого выполнения
Дневник саморефлексии
Вспомни весь урок и запиши в свой дневник ответы на дополнительные вопросы:
1. Какие выводы и инсайты у тебя появились в ходе изучения материала?

2. Как ты планируешь применить знания?
Ты завершил урок, до встречи на следующем!
Made on
Tilda